Но у нас, в России, получается странная картина: когда начинается строительство какой-либо автострады, чиновники и дорожники, обладающие стопроцентным зрением, вдруг становятся слепы. Они словно не замечают, что затраты растут, как на дрожжах. Иначе чем можно объяснить тот факт, что строительство одного километра дороги в России в несколько раз превышает стоимость аналогичного вида работы не только в США, Китае, но и в некоторых других странах?
Специалисты подсчитали, что строительство одного километра четырехполосной дороги в Китае обходится в $2,9 млн, в Бразилии – в $3,6 млн, в России – в $12,9 млн. Но это в среднем. Чем ближе к столице, тем больше цена. Так, на участке автодороги Москва – Санкт-Петербург стоимость составляет $134 млн за 1 км, для Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга – $142 млн за 1 км, для четвертого кольца Москвы – около $400 млн за 1 км). Чудеса в решете? Как бы не так. По всей видимости, все зависит от аппетитов тех, кто так или иначе связан со строительством этих участков.

Вне всякого сомнения, разница в стоимости строительных материалах дороги в Бразилии, Китае и в Подмосковье несколько отличаются. В Китае все обходится чуть дешевле, чем в Бразилии, несмотря на то, что в Поднебесной под многими асфальтированными автострадами находятся «подушки» из бетонных плит. Это существенно увеличивает срок эксплуатации автострады, как минимум, до 20-25 лет. Но в России дороги с бетонной подушкой почти не строят. Значит, и стоимость 1 км дороги должна быть в 1,5-2 раза ниже, чем в Китае. Но не получается…
Не менее интересная статистика и в другом. Начиная с 1995 года, в России протяженность автомобильных дорог увеличилась на 5 тысяч километров. А в Поднебесной только за последнюю пятилетку построено почти в 100 раз больше! Да, мы вкладываем меньше китайцев, но не в сто же раз?!
Когда меня спрашивают о подобных «чудесах» с внезапно распухшим бюджетом, я всегда привожу такой пример. Я даю вам помидор, который весит 100 грамм. Если его порезать на 8–10 частей и разложить по тарелке, то помидор ни при каких обстоятельствах не станет весить 200 или даже 150 грамм. Это не предусмотрено природой. А с дорогами, домами или современными строительными материалами это, к сожалению, встречается. И природа здесь абсолютно ни причем.

Давайте посмотрим, как обстоят дела у наших украинских соседей. Один из самых перспективных проектов – строительство автострады Одесса – Рени (райцентр в той же Одесской области). Общая стоимость строительства (сюда входит и сооружение мостового перехода длиной 5,7 км) составляет без малого 9 млрд. гривен. Учитывая, что общая протяженность дороги будет 81 км, то 1 км обойдется в 111 миллионов гривен или, если судить по официальному курсу украинской валюты к доллару, приблизительно в $13,8 млн. То есть наши украинские братья ушли не так уж далеко от России.

Хотя это и скромненько. В следующем, 2011 году планируется начать строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Проектная стоимость строительства ЦКАД составляет 469 млрд рублей (то есть 1 км дороги будет стоить более 1 миллиарда рублей). Быстренько переводим это в доллары, и получается порядка в $33-35 млн. Любят, ох и любят себя наши отечественные автодорожники. Примерно на такую же цифру выйдут и строители автотрассы Краснодар – Абинск – Кабардинка. А что? Пора столице и потесниться…

Кстати, в ноябре 2009 года президент России Дмитрий Медведев был возмущен двадцатикратной разницей стоимости строительства одного километра трассы на территории России. В связи с этим Федеральный центр ценообразования при Минрегионе РФ, хочет установить среднюю стоимость строительства километра дороги высшей категории на уровне 122 миллионов рублей за километр. Или около $4 млн. Будут ли строить дороги за такие деньги? Поживем, увидим.
Примечательно, что в 1990 году, когда Советский Союз еще существовал, хотя и трещал по швам, в Москве был выпущен статистический сборник «Автомобильные дороги за рубежом». В нем есть интересная цифра: в среднем строительство 1 км дороги в Российской Федерации на 30% дешевле, чем в Европе и США. То ли пропаганда, то ли правда…

Please follow and like us:
Стоимость строительства дорог в России

Comments

Leave a Reply